Структура обучения: из чего состоит урок?

13.06.2020
Редакция портала
Редакция портала
Автор статьи

Любой хорошо выстроенный урок должен соответствовать структуре обучения. Какими могут быть компоненты структуры и что актуально для каждого типа урока? На эти вопросы мы ответим в статье.

Структура обучения: из чего состоит урок?
Структура обучения: из чего состоит урок?

Из каких компонентов может состоять урок?

Все компоненты процесса обучения можно разделить на 6 групп:

  • Целевые компоненты. Устанавливаются цели и задачи обучения (как в краткосрочные, так и долгосрочные); они зависят специфики изучаемой дисциплины, возраста учащихся, их личных целей, уровня подготовленности, оснащённости учебного заведения и прочего.
  • Стимулирующе-мотивационные компоненты. Преподаватель стимулирует интерес учеников к обучению и получению новых знаний. Важно не просто заставлять учеников что-то делать, а повышать уровень их мотивации.
  • Содержательные компоненты. Содержание составляется на основе целей и задач учебного процесса, учитывает учебный план образовательной организации, ФГОС, методические рекомендации и так далее.
  • Операционно-деятельностные компоненты. Отражают непосредственно сущность образовательного процесса: когда посредством использования методик и средств преподавания постепенно достигаются задачи, а затем и цель обучения.
  • Контрольно-регулировочные компоненты. Включают в себя контроль педагога за процессом обучения И выполнением задач, а также самоконтроль учащихся. Всё это может осуществляться с помощью самостоятельных и контрольных работ, зачётов, экзаменов, опросов, тестов.
  • Оценочно-результативные компоненты. Подразумевают под собой осуществление преподавателем оценивания результатов обучения — достигнута цель обучения или нет.

Какая структура преподавания соответствует каждому типу урока?

Знание компонентов урока бессмысленно, если не знать, как они работают на практике. Поэтому перечислим основные типы уроков и их структурные единицы.

Урок-ознакомление

В рамках урока: ученики знакомятся с новым материалом, неизученным ранее. 

Структура урока:

  • Постановка темы, цели, задач урока;
  • Повторение изученного материала, являющимся фундаментов для освоения новых знаний;
  • Ознакомление с новой темой;
  • Первичное осмысление материала и постановка его в систему имеющихся знаний;
  • Постановка домашнего задания;
  • Подведение итогов, обозначение результатов.

Урок-закрепление

В рамках урока: ученики формируют навык из полученных знаний.

Структура урока:

  • Проверка выполнения домашнего задания, разбор ошибок; 
  • Постановка темы, цели, задач урока;
  • Воспроизведение изученного материала;
  • Применение материала на практике с целью приобретения навыка;
  • Подведение итогов;
  • Постановка домашнего задания.

Урок применения знаний и навыков

В рамках урока: ученики могут выполнять задания самостоятельно, воспроизводить знания и навыки и рационализировать их использование с помощью преподавателя, взаимного контроля или самоконтроля.

Структура урока:

  • Проверка выполнения домашнего задания, разбор ошибок; 
  • Объяснение ученикам практической значимости получаемых знаний и навыков с целью повышения мотивации и вовлечённости в процесс;
  • Осмысление последовательности применения полученных навыков на практике;
  • Выполнение учениками заданий в самостоятельном режиме, но под контролем преподавателя;
  • Систематизация выполненных упражнений;
  • Подведение итогов;
  • Постановка домашнего задания.

Урок-обобщение

В рамках урока: ученики систематизируют полученные знания, выделяя общие закономерности, главные идеи, устанавливая причинно-следственные связи между понятиями.

Структура урока:

  • Постановка темы, цели, задач урока;
  • Воспроизведение изученного материала, коррекция знаний;
  • Повторение ключевых понятий, явлений, фактов, законов;
  • Обобщение изученных знаний с целью их применения в новых условиях;
  • Усвоение новых идей на основе систематизации старых; 
  • Подведение итогов.

Урок-проверка

В рамках урока: после освоения темы или блока тем ученикам предлагается проверить свои знания, оценить результативность и, если нужно, точечно скорректировать полученные знания.

Структура урока:

  • Постановка темы, цели, задач урока, инструктаж по формату работы;
  • Проверка учеников на предмет владения фактическим материалом и простейшими связями между явлениями;
  • Проверка учеников на предмет владения основными понятиями, законами, правилами и умения аргументированно рассуждать на их счёт;
  • Проверка учеников на предмет умения самостоятельно применять свои знания в обычных условиях;
  • Проверка учеников на предмет умения самостоятельно применять свои знания в изменённых условиях;
  • Подведение итогов.

Комбинированный урок

В рамках урока: ученики и преподаватели могут преследовать сразу несколько целей, из-за чего комбинированные уроки могут выглядит абсолютно по-разному.

Структура урока (может менять в зависимости от целей):

  • Проверка выполнения домашнего задания, разбор ошибок; 
  • Воспроизведение изученного материала;
  • Постановка темы, цели, задач урока;
  • Ознакомление с новой темой;
  • Первичное осмысление материала и постановка его в систему имеющихся знаний;
  • Обобщение изученных знаний с целью их применения в новых условиях;
  • Постановка домашнего задания.

Возможно, вам также интересно будет узнать об этапах обучения:

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии