Преподавание курса ОРКСЭ: на что ориентироваться?

14.10.2020
Анастасия Никушина
Анастасия Никушина
Образовательный журналист, философ, урбанист

«Основы религиозных культур и светской этики» или ОРКСЭ –– достаточно новый предмет, который изучается в четвёртом классе. Занятия по нему часто ведут те же самые учителя начальной школы. Как помочь себе подготовиться к преподаванию курса ОРКСЭ?

Преподавание курса ОРКСЭ: на что ориентироваться?
Преподавание курса ОРКСЭ: на что ориентироваться?

ОРКСЭ — это как?

«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) стали обязательным школьным предметом для 4-го класса в 2012 году. Урок создали с простой целью: дать детям базовое понимание многообразия культур, которые сосуществуют в современном мире. А ещё ОРКСЭ позволяет погрузиться в их историю и традиции, то есть носит культурологический характер.

Конечно, объять необъятное –– то есть всю мировую культуру –– или хотя бы подступиться к ней за один год не получится. Именно поэтому школьники могут выбрать один из 6 модулей

  • «Основы православной культуры»; 
  • «Основы исламской культуры»; 
  • «Основы буддийской культуры»; 
  • «Основы иудейской культуры»; 
  • «Основы мировых религиозных культур»; 
  • «Основы светской этики». 

Каждый из них предполагает освоение за 34 часа учебного времени.

Чтобы преподавать ОРКСЭ, педагог должен иметь определённый запас знаний о религиях мира и народов России, их ценностях и обычаях. Поэтому занятия успешно проводят учителя по истории, обществознанию, литературе и МХК –– то есть педагоги средней школы. Есть одна проблема: у «предметников» часто нет необходимого опыта работы с детьми младшего школьного возраста.

Именно из-за специфичности работы, предполагающей и предметную подготовку, и опыт работы в начальной школе, модули могут вести учителя 1-4 классов. Для этого они должны пройти соответствующие курсы повышения квалификации.

Кстати, о них мы уже писали:

Также учителю важно понять, что его мировоззренческая позиция не должна определять преподавание предмета. Роль педагога в преподавании курса ОРКСЭ –– в первую очередь просветительская и социальная, транслирующая необходимость межкультурного диалога и уважения друг к другу. Навязывать своё мнение детям не просто некорректно, но недопустимо.

«Никаких оценок» и другие особенности предмета

ОРКСЭ –– необычные предмет, и о его особенностях стоит помнить во время подготовки к занятиям. О каких особенностях идёт речь?

  • Мы уже сказали о том, что курс имеет культурологический, а не идеологический или вероучительный характер.
  • Главная цель курса –– воспитание школьника и приобщение его к тем нравственным и мировоззренческим ценностям, которые транслируются на всероссийском уровне.
  • Курс объединяет усилия государства, школы и семьи по воспитанию ребёнка.
  • Все шесть модулей группируются вокруг трёх базовых национальных ценностей (Отечество, семья, культурная традиция).
  • Несмотря на то, что ребёнок осваивает только один модуль, он получает общее представление о содержании всех направлений. ОРКСЭ предполагает сквозные темы, например, урок «Россия –– наша Родина», которые открывает все шесть модулей.
  • Вместо оценок существуют зачёты. Каждый ученик подготавливает и защищает проект, индивидуально или в группе.
  • На последних уроках школьники одного класса работают вместе. Эти занятия посвящены защите творческих работ (проектов) по результатам изучения того или иного модуля.
  • ОРКСЭ подготавливает школьников к изучению истории, обществознания и литературы

Как выстроить урок ОРКСЭ?

С тем, что такое ОРКСЭ, разобрались. Но как организовать урок, связанный с глубокими пластами культуры, в таком ключе, чтобы он стал интересен четвероклассникам? В этом помогут наши советы, а также разнообразные методики, которые можно использовать на уроке.

В преподавании курса ОРКСЭ лучше не использовать сложную, нагруженную терминологию, которая будет только смущать детей. Не стоит и активно этимологизировать слова, если их изначальное происхождение не слишком помогает понять смысл понятия. 

Учитель должен был популяризатором знания: давать точную и занимательную информацию. Сделать это можно, например, с помощью привнесения игровых элементов в якобы серьёзный урок. Игра может появиться на уроке ОРКСЭ в формате короткой вставки. Почему? Об этом и других методах игрового обучения можно прочесть в нашей недавней статье. 

По сути, преподавание курса ОРКСЭ предполагает целые лекции, посвящённые конкретной теме. Такой темп сложно выдержать, а потом занятие будет легче провести в формате диалога и обмена мнения. Чтобы дети смогли поддержать беседу, учитель может задать теоретическую подготовку в качестве домашнего задания. Этот метод называется «перевёрнутым классом».

И самое главное: как заинтриговать детей так, чтобы они с нетерпением ждали следующего урока? Ответ на этот вопрос кроется в методе «кроссенс», который можно использовать и на занятиях с четвероклассниками. Учителю помогут специально подобранные изображения, о которых можно подробно узнать из нашего блога.

А ещё подобрать удобный для себя метод можно самостоятельно: мы уже собрали главные современные идеи для учителя на одной странице.

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии