Методика преподавания литературы по Богдановой, Леоновой, Чертовой

17.06.2020
Алина Гильмутдинова
Алина Гильмутдинова
Педагогический дизайнер, редактор блога

Нельзя преподавать физику по схеме преподавания иностранных языков. Поэтому методики преподавания разных предметов отличаются друг от друга. Пришло время рассказать о методике преподавания литературы.

Методика преподавания литературы
Методика преподавания литературы

При написании статьи мы руководствовались учебником Богдановой О. Ю., Леоновой С. А., Чертовой В. Ф. «Методика преподавания литературы», в котором преследуются идеи «конкретного литературоведения».

«Конкретное литературоведение» совершенно не стремится вытеснить какие-либо другие подходы к литературе. Оно имеет свою область, и эта область очень важна. Оно дает частные объяснения частным же явлениям литературы, приучает к медленному чтению, к углубленному пониманию произведений в реальной обстановке и к реальному пониманию стиля — не только его особенностей у того или иного писателя, но и к пониманию причин появления этих особенностей. Оно стремится к доказательности своих выводов, а не к конструированию гипотез или генерированию идей, столь иногда распространенных в нашей науке.

Лихачев Д. С.

Мы приведем краткий конспект учебника, ответив на самые важные вопросы.

Как последовательно раскрывать литературные понятия?

  1. Накопить факты и характеристики литературного явления;
  2. Составить общее представление о его признаках;
  3. Дать определение понятию;
  4. Закрепить его определение и признаки;
  5. Применить понятие в анализе конкретного произведения;
  6. Обогащать понятие новыми признаками и возвращаться к нему в процессе с дополнениями.

Как разбирать произведения в зависимости от их рода и жанра?

У каждого рода и жанра литературы — свои особенности, но есть общий принцип: при анализе литературного произведения особый акцент уделяется целостности (так как при самостоятельном изучении ученики могут терять в канве сюжета) и проблематики произведения (так как за сюжетом ученики могут не замечать поднятых авторов вопросов).

Какие есть методы и приёмы изучения литературы?

Метод 1. Лекция. 

Соответствующие приёмы:

  • элементы беседы,
  • риторические вопросы,
  • работа над планом лекции, 
  • использование наглядности. 

Метод 2. Беседа

Соответствующие приёмы:

  • постановка вопросов, 
  • вводное слово преподавателя,
  • заключительное слово.

Метод 3. Доклад и письменная работа

Соответствующие приёмы:

  • работа над планом, 
  • помощь преподавателя,
  • обсуждение и оценка деятельности ученика. 

Как понять, что ученик усвоил из прочитанного?

Есть несколько способов:

  • Спросить о впечатлениях о прочитанном;
  • Сравнить первое впечатление с тем, которое формируется посоле анализа произведений (можно использовать анкеты, устные опросы); 
  • Давать домашние задания с предварительным самостоятельным анализом;
  • Периодически проводить «срезы» и оценивать аналитический навык ученика в динамике.

Какие существуют этапы преподавания литературы в школе?

Есть 2 этапа: 5–9 классы и 10–11 классы. Деление существует на основе исследований психологов об этапах развития самих школьников. Существующие программы преподавания литературы содержат базовое изучение литературы и стандарты школьного образования.

Как проходит изучение литературы в старших классах?

Опишем характерные черты каждого из этапов.

l этап (9 класс):

  • Изучение русской и зарубежной литературы;
  • Накопление первичных знаний и представлений;
  • Понимание концепции анализа произведений;
  • Изучение теоретико-литературных понятий;
  • Постановка вопросов познавательного и нравственно-эстетического характера. 

ll этап (10 класс):

  • Совершенствование связей между восприятием, интерпретацией и анализом литературного произведения;
  • Повышение самостоятельности в оценке учащимися произведений;
  • Определение роли писателя в литературе его периода;
  • Увеличение воздействия литературного произведения на нравственное воспитание учеников;
  • Развитие конкретного-образного мышления учащихся за счёт повышения сложности логических выводов;
  • Формирование у учеников понимания критериев оценивания художественных произведений.

lll этап (11 класс):

  • Изучение русской и зарубежной литературы конца XIX в. и XX в.;
  • Углубление в творческую индивидуальность авторов;
  • Соотнесение полученных ранее теоретических знаний с конкретными произведениями;
  • Построение большой системы литературных знаний;
  • Развитие персональных читательских интересов учеников.

Возможно, вам также будет интересно прочитать о методике преподавания иностранных языков или русского как иностранного (РКИ).

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии