Как разнообразить урок с помощью метода «Кроссенс»?

08.10.2020
Анастасия Никушина
Анастасия Никушина
Образовательный журналист, философ, урбанист

Сейчас люди постоянно находятся среди информации, и дети — не исключение. И, казалось бы, как заинтересовать ученика школьной программой, когда на фоне уже есть столько яркого и привлекательного контента? Помочь педагогам может необычный, но действенный метод «Кроссенс». Что это такое и как применять кроссенс на уроках?

Кроссенс на уроке
Как разнообразить урок с помощью метода «Кроссенс»?

Квадрат с картинками: что такое кроссенс?

Непривычное слово «кроссенс» кажется если не интуитивно понятным, то, по крайней мере, интересным. Дословно этот термин, который создали по аналогии со словом «кроссворд», можно перевести как пересечение не слов, а смыслов

Такую игру слов придумали педагог и математик Сергей Федин и доктор технических наук, художник и философ Владимир Бусленко. Первый кроссенс они опубликовали в 2002 году в журнале «Наука и техника», где была напечатана статья «Кроссенс –– игра для эрудитов».

Что же такое кроссенс? В первую очередь –– головоломка, которую предстоит разгадать ученикам. Её легко представить.

Это изображение, состоящее из 9 квадратов, которые связаны между собой горизонтальными связями. По сути, кроссенс можно назвать ассоциативной картой, которая позволяет прийти к правильному ответу, отталкиваясь от визуальных намёков. Самое главное, что ассоциации не просто выводят на верный ответ, но дополняют его новыми смыслами.

Мы так много говорим про технологию кроссенса, что вам наверняка захотелось его увидеть. Приведём такой пример. Что общего между овсом и античным героем Гераклом? Римское имя последнего –– Геркулес –– та же овсяная каша, которая часто называется «Геркулесом». Впрочем, придумать можно и другую отгадку, ведь Геракл чистил Авгиевы конюшни, а лошадей кормят овсом. Какая из связей глубже?

А вот ещё один вариант, явно посвящённый Холодной войне:

Кроссенс: пример
Кроссенс: пример

Этот кроссенс легко прочитать, поскольку связи в нём предельно ясны. Тем не менее хорош он тем, что ставит дискуссионный вопрос: из-за чего СССР проиграл в войне? Ответы ученики могут формулировать уже без рассматривания изображения.

Хорошо. А как создать и разгадать кроссенс?

Алгоритм создания своей головоломки прост:

  1. Определите тему и общую идею картинки;
  2. Подберите 8-9 элементов, которые ассоциируются у вас с темой;
  3. Облегчите задачу: в один из квадратов поместите слово или словосочетание, связанное с темой;
  4. Найдите ассоциативную связь между элементами и расставьте их в верной последовательности;
  5. Главный смысл поместите в центр;
  6. Необязательно останавливаться на банальных ассоциациях: придумайте символы;
  7. Разместите картинки в нужном порядке;
  8. Предложите кому-нибудь разгадать кроссенс. Готово!

Правильных вариантов ответа на загадку может быть несколько, поэтому не обязательно отгадывать лишь одну связь, которую предложил преподаватель. Метод учит мыслить нестандартно, так почему бы не нарушить правила обычного урока? 

Тем не менее мы расскажем, как читать кроссенс. Способов чтения –– множество, но мы расскажем только о четырёх из них (остальные откройте сами!). Проще всего начинать кроссенс с первого квадрата, а затем идти только вперёд, останавливаясь лишь на центральном, пятом по номеру квадрате. Вообще-то начинать разгадывать кроссенс с левого верхнего угла необязательно: главное, прийти к центральной точке, которая связана по смыслу со всеми другими изображениями квадрата. Ещё читать кроссенс можно по периметру или по кресту. Тогда центральное изображение объединит сразу несколько линий.

Когда можно использовать кроссенс?

Каждый учитель сам выбирает, какой элемент использовать на своём уроке и в какую часть занятия его можно вставить. В случае с кроссенсом никаких рамок нет: выбор остаётся за педагогом. Метод будет полезен на любом этапе урока:

  • Если нужно проверить домашнее задание, то с помощью технологии кроссенса легко обновить в памяти прошлый урок.
  • Ребус позволит рассказать о структуре урока, указав на название, цель и проблему.
  • Формулируя тему нового занятия, педагог может зашифровать её в визуальной опорной схеме кроссенса.
  • Кроссенс позволит раскрыть проблему и уточнить информационный блок урока.
  • Применение метода станет отличным закреплением материала, обобщением всего занятия.
  • Лучше кроссенса, созданного учителем, может быть кроссенс, который сделал ученик. Домашним заданием может стать его создание!

У метода «Кроссенс» есть огромный потенциал, который можно использовать как на уроке, так и во внеурочные часы. Никаких ограничений на предмет тоже нет: кроссенс пригодится как на химии, так и на литературе. Классные занятия, праздники, тематические уроки –– всё это может быть полем для использования кроссенса.

Взаимосвязанность изображений –– главное преимущество кроссенса как педагогического метода. Именно этим он интересен учителям, которые хотят объяснить большую тему за один урок. Квадратное изображение станет отличным «крючком», который заинтересует детей в начале урока. 

Единственным недостатком кроссенса как метода может быть его трудозатратность. Чтобы подготовить один ребус, учителю может потребоваться около часа. Впрочем, эта проблема решается тренировкой.

В одном изображении могут быть зашифрованы как поверхностные, так и глубинные связи. Кроссенс в любом случае остаётся отличным инструментом для развития логического и творческого мышления. Конечно, при создании ребуса придётся потрудиться, но разве это не увлекательно?

Читайте также:

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии