Компетенции любого преподавателя, учителя и педагога

12.08.2020
Редакция портала
Редакция портала
Автор статьи

В последнее время все говорят о soft skills — надпрофессиональных навыках, которые требуются на любой работе, помимо прямых профессиональных знаний и умений. Какими личностными компетенциями должны обладать преподаватели, учителя и педагоги?

Компетенции любого преподавателя, учителя и педагога
Компетенции любого преподавателя, учителя и педагога

Мы уже рассказывали, что нужно для трудоустройства в разные образовательные организации (спойлер: диплом):

Но есть и менее формализованные компетенции, которые также важны для любого преподавателя, учителя и педагога. О них и пойдёт речь.

Эмпатия

Этот навык необходим всем, кто работает с людьми, но преподавателям — вдвойне, ведь они работают с детьми. А дети постоянно находятся в состоянии поиска, развития и расстановки своих границ, из-за чего зачастую могут быть более ранимыми или же категоричными. 

Эмпатичный педагог способен быстро и верно распознавать любые эмоции своих учеников и действовать в соответствии с этой информацией. Такой учитель знает всё о моральном состоянии своих учеников, даже если преподаёт в большом классе

Помимо общения с учениками, преподавателю часто приходится общаться и с их родителями. А в налаживании качественной коммуникации с родителем тоже помогает умение эмпанировать и входить в положение другого человека.

Обучаемость

Образование — гибкий процесс. И если своим примером не будете показывать ученикам важность постоянного развития, то вряд ли вам удастся убедить их в необходимости этого процесса.

Кроме этого, тот же ЕГЭ постоянно меняют. Кто, если не вы, расскажет ученикам о том, что изменилось в экзамене? И как можно об этом говорить с уверенностью, если вы ни разу не ходили на ЕГЭ сами?

Поэтому будьте готовыми воспринимать новую информацию, корректировать её в соответствии с происходящими изменениями и постоянно совершенствоваться.

Цифровая грамотность

Хотя современные технологии внедряются в учебные заведения чуть медленнее, чем хотелось бы, это всё же происходит. Так что игнорировать интернет и технологические новинки у преподавателя просто не получится.

Вот минимум, который придётся освоить современному учителю:

  • Электронный дневник;
  • Интерактивная доска;
  • Поиск и фильтрация информации в интернете;
  • PowerPoint презентации;
  • Собственный сайт или страница учителя на стороннем сайте;
  • Видеоконференции (передадим привет коронавирусу).

Подробнее о технологиях в обучении:

Самоорганизация

Мало выполнять свои обязанности, важно также грамотно их распределять. Умение самостоятельно организовывать свою деятельность — как учебную, так и бытовую — является неотъемлемой компетенцией хорошего преподавателя. 

По-настоящему организованный педагог не пропадает в вечных дедлайнах, а поэтапно и планомерно ведет своих учеников к общей цели, выполняя задачу за задачей. Кстати, самоорганизация проявляется и в более простых моментах. Например, в порядке на рабочем столе.

Все эти вещи влияют на то, каким ученики видят своего преподавателя, а в итоге — как ведут себя сами. У организованного преподавателя — организованные ученики.

Широта взглядов

Преподаватель — это ещё и воспитатель. И если он будет навязывать всем ученикам одинаковые взгляды и жизненные принципы, то вряд ли получится воспитать разносторонних личностей.

Поэтому педагог должен иметь широкое представление о картине мира, рассказывать о ней ученикам, предоставляя им возможность сформировать их собственные представления о мире.

Кстати, о качествах хорошего репетитора мы уже писали ранее. Многие их них актуальных для всех преподавателей. В список качеств вошли:

  • Знание предмета
  • Умение преподавать
  • Опыт
  • Умение выстроить хорошие отношения с родителями и учеником
  • Эмоциональная устойчивость
  • Любовь к своему делу

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии