Как внедрить индивидуальный подход в обучении?

19.07.2020
Анна Колодина
Анна Колодина
Редактор блога

Индивидуальный подход учителя к процессу воспитания и обучения учащихся — не самое распространённое явление в среднестатистической российской школе. Но это не означает, что не следует его применять.

Как внедрить принципы индивидуального подхода в обучении учащихся?
Как внедрить принципы индивидуального подхода в обучении учащихся?

Что такое индивидуальный подход в обучении?

Индивидуальный подход учителя к процессу воспитания и обучения учащихся представляет собой организацию учебной деятельности, при которой преподаватель уделяет особое внимание индивидуальным возможностям, особенностям и ограничениям каждого ученика.

Такими параметрами могут быть:

  • пол, 
  • возраст, 
  • умственные способности, 
  • уровень физического развития, 
  • особенности психики,
  • условия формирования его личности, 
  • черты характера, 
  • интересы,
  • условия жизни.

Учёт всех характеристик формирует условия, подходящие для реализации индивидуального подхода в обучении.

Важно отметить, что индивидуальный подход не противоречит коллективному обучению. Они могут существовать одновременно.

В рамках школы индивидуальный подход зачастую используют лишь в обучении школьников с различными отклонениями и особенностями. В итоге получается, что с помощью него скорее исправляют особенности, а не помогают ученику раскрыться.

Основные принципы индивидуального подхода в обучении учащихся

Начнём с того, что требуется от самого учителя:

  • Знать обо всех индивидуальных особенностях своих учеников и постоянно обновлять эту информацию;
  • Проводить регулярную диагностику знаний;
  • Давать задания соответствующего уровня сложности.

Что касается непосредственно механики внедрения индивидуального подхода, то выделяют следующие действия:

  • Фиксировать для себя учеников, которые постоянно или периодически испытывают трудности с усвоением материала;
  • Сочетать разные форматы взаимодействия с учениками (индивидуальный, групповой, фронтальный);
  • При работе в коллективе «сильным» ученикам задавать вопросы высокого уровня сложности, а «слабым» — низкого;
  • Использовать для наглядности и упрощения восприятия информации современные средства преподавания;
  • Организовывать взаимодействие учеников таким образом, чтобы «сильные» ученики помогали «слабым» разобраться в материале;
  • Осуществлять мониторинг прогресса учеников и давать оценку в соответствии с их личным продвижением в предмете, а не «средним баллом в классе»;
  • Объяснять материал повторно, если какая-то часть не была усвоена учеником;
  • Обращать внимание учеников на их пробелы или продвижения;
  • Дифференцировать домашние задания: «сильным» — сложнее и меньше (для решения задач нового уровня), «слабым» — проще и больше (для формирования навыка решения задач на простых примерах);
  • Коллективная проверка домашнего задания с обсуждением наиболее трудным моментов.

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии