Как проходит аттестация учителей?

21.10.2020
Зоя Баньшина
Зоя Баньшина
Образовательный журналист, философ, урбанист

Учителя хорошо знакомы с процедурой аттестации работников образования. Тем не менее ещё с 2018 года идёт «переходный период», в который вводится новая модель аттестации педагогов. Что нужно знать об аттестации в целом? Как будет проходить аттестация учителей в 2020 году?

Как проходит аттестация учителей?
Как проходит аттестация учителей?

Для чего нужна аттестация педработников? Кто именно должен её проходить?

Аттестация — своеобразный аналог срезовой контрольной, проводящейся для учителей, а не школьников. 

Цели проверки просты:

  • Стимулировать профессиональный рост,
  • Определить степень потребности в повышении квалификации у педагогов,
  • Повысить качество работы у тех, кто проходит проверку,
  • Понять, какую зарплаты выплачивать в соответствии с квалификационной категорией.

Переаттестация нужна для того, чтобы подтвердить соответствие кандидатуры работника занимаемой им должности. 

По законодательству РФ педагог должен переаттестовываться каждые 5 лет. Если подтвердить квалификационный разряд ему не удаётся, то полученная раньше квалификация аннулируется. 

Обязательная аттестация касается всех педагогов и обеспечивает поддержание того уровня профессионального образования, который уже имеется.

Может ли аттестация быть добровольной?

Может! Это второй тип аттестации. С её помощью педагог может получить повышение квалификации, получить наглядное подтверждение профессионального роста. 

Для того, чтобы пройти добровольную аттестацию, учителю нужно обратиться к руководителю с соответствующими заявлением. Отказать тот, кстати, не может. Квалификационная категория будет действовать 5 лет, а продлить её как-то иначе, кроме ещё одной аттестации, нельзя.

Механизм обязательной аттестации педагогов

Для того, чтобы пройти аттестацию, педагогу нужно иметь определённый пакет документов:

  • копию аттестационного листа (если имеется квалификация, присужденная ранее),
  • копию диплома об образовании,
  • копию свидетельства о браке (если ранее менялась фамилия),
  • документы о предыдущем повышении квалификации (если оно было),
  • информационную карту с результатами деятельности,
  • профессиональное портфолио,
  • характеристику с места работы.

Кроме того, администрация школы должна добавить справку с места работы, анализ оценок учеников, отзывы о педагоге от его выпускников.

Аттестуют педагога специально созданной комиссией, которая проведёт трёхэтапную экзаменацию на знание предмета, уровень методических, психологических и коммуникационных навыков.

Система, с которой предстоит столкнуться всем без исключения педагогам, новая. Она уже апробирована в школах, но разработка единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) пока не окончена. Тем не менее они уже применялись на практике, а потому и рассказывать о них можно:

  1. Письменная работа по предмету. Учителю нужно будет не только ответить на вопросы по своему предмету, но и найти ошибку в решениях школьника, исправить её и адекватно оценить работу. Также необходимо составить план урока.
  1. Анализ образца профессиональной деятельности учителя. Предполагалось, что учитель создаст видеоурок, где наглядно покажет взаимодействие с учениками. Кроме того, к файлу нужно приложить план урока и образцы проверочных работ учеников. 

Этот блок вызывал больше всего вопросов. Видеоурок — трудновыполнимая и затратная часть экзамена, ведь помимо оборудования учителю нужно получить от родителей учеников согласия на обработку персональных данных. Большинство учителей попросту не знало, как организовать съёмку.

  1. Решение педагогического кейса. Учитель должен применить все свои предметные и психологические навыки, чтобы найти выход из гипотетической сложной ситуации. Возможно, что эта часть задания будет реализована с помощью компьютера.

Выполнить и сдать все блоки можно за не менее чем четыре часа, но задания нужно проходить согласно графику, в разные дни. 

Если учитель справился со всеми блоками, то у него есть 60 баллов из 100. Остальные 40 можно получить за три других критерия:

  • мнение учащихся (для учителей с небольшим стажем)/успешность учеников — 20 баллов;
  • индивидуальные достижения — 15 баллов;
  • условия профессиональной деятельности — 5 баллов.

Пока система новой аттестации педагогов не принята окончательно. ЕФОМ уже применяется в некоторых регионах, но субъекты РФ сами решают, как будет проходить аттестация учителей в 2020 году — будет это открытый урок или портфолио.

А если не сдать аттестацию?

Минпросвещения заверяет, что увольнять педагогов, которые не сдали аттестацию, не будут. Эти учителя должны обратить внимание на повышение профессиональных навыков, а затем пересдать экзамен.

Тем не менее если учитель не подтвердит первую квалификационную категорию, её аннулируют. Тогда он должен будет пройти дополнительную подготовку и уже после — аттестацию в общем порядке. Если подтвердить не удастся высшую категорию, то сначала нужно будет вновь получить первую и лишь через 2 года повторно сдать аттестацию на высшую.

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии