Ментальная карта для подготовки и проведения урока

15.11.2020
Анастасия Никушина
Анастасия Никушина
Образовательный журналист, философ, урбанист

Выстроить и запомнить структуру урока бывает непросто. Это неудивительно, особенно если преподаватель работает с новым материалом. Как удержать в голове все важные факты и ходы? Помочь и ученикам, и педагогам может майндмэппинг или использование ментальных карт на уроках. Рассказываем, что это и чем полезна эта техника.

Использование ментальных карт на уроках
Использование ментальных карт на уроках

Что такое mind map?

«Майндмэппинг», «ментальные карты», «картографирование мышления» — всё это синонимы, обозначающие методику создания особенных изображений. Они буквально показывают содержание сознания автора.

Методику майндмэппинга во второй половине XX века разработал психолог Тони Бьюзен. С этой техникой человеку легче справляться с множеством информационных потоков и структурировать их. 

Магия происходит благодаря ключевым словам, которые обнаруживают ход мысли и фиксируют его. 

В итоге человек, который строит ментальную карту, начинает лучше осознавать, что именно он думает.

Ассоциации и иерархии — ещё два важных понятия, которые помогут создать ментальную карту. Это связано с устройством человеческого мозга: для нас естественно оттолкнуться от одной идеи, чтобы плодить все новые и новые ассоциации до бесконечности.

Как построить ментальную карту?

Создать ментальную карту урока не очень трудно. Главное, включить воображение и не сдерживать своё сознание: пусть оно вволю порезвится на фантазерском поприще.

Важные этапы создания ментальной карты:

  • Приготовить инструменты. Нужно взять доску и лист бумаги, карандаши, ручки, фломастеры — всё, что может понадобиться для визуализации своих мыслей. Яркие цвета не только можно, но и нужно брать в оборот. А ещё понадобятся наклейки и стикеры — они помогут на этапе обсуждения карты.
  • В центре размещается главная тема всей карты. Её можно обозначить как словами, так и рисунками. От неё расходятся лучи, гнущиеся или прямые линии — единого стандарта нет и не должно быть.
  • Важно, чтобы линии не вели к пустоте: они должны связывать тему с понятиями, которые с ней ассоциируются. Их и стоит нанести на бумагу или доску следующим шагом.
  • От новых понятий, которые только что связались с центральным, отходят линии второго порядка — они ведут к дополнительным ассоциациям.
  • Рисовать картинки, крепить наклейки — можно! Визуализация поможет лучше запомнить содержание ментальной карты.
  • Чтобы не запутаться в смысловых блоках, их можно обводить разными цветами или узорами.

Главное, чтобы ментальная карта получилась наглядной и исчерпывающей: важно отразить все аспекты темы.

Что получится в итоге? Нечто вроде нейрона человеческого мозга, у которого есть много «усиков»:

Источник: Интернет

Педагогу важно не только построить ментальную карту урока, но и выбрать ключевые моменты, которые точно стоит обсудить на занятии; расставить приоритеты для разных смысловых ветвей; определить главные задачи занятия.

Ресурсов, которые помогут в создании ментальных карт, много, причём как бесплатных, так и платных:

  • Coggle. Удобный и понятный интерфейс для создания ментальных карт. Можно использовать шаблоны, есть бесплатные и платные тарифы.
  • MindMeister. Подходит при создании междисциплинарных карт: на сайте есть множество готовых шаблонов.
  • Mind42. Бесплатный и многопользовательский сервис. Работать в нём можно одновременно, что особенно полезно на дистанционке. Есть поиск по картинкам Google, Yahoo, Flickr – достаточно нажать на кнопку добавления изображения.
  • Mindomo. Программное обеспечение создания диаграмм связей с помощью Интернета. До 3-х карт в бесплатном режиме. Особенности сервиса режиме презентации, родные приложения iPad и Android для создания интеллект-карт, для иллюстрации важных тем можно записать и добавить на карту голосовое пояснение или загрузить тематическое видео из сети.Недостатки, ограничение на 3 активных карт.
  • SpiderScribe. Бесплатный сервис, который позволяет объединять не только слова и изображения, но целые файлы – с ключевыми блоками можно связать документы разных форматов.

Как использовать ментальную карту на уроке?

Ментальные карты помогают буквально на всех плоскостях педагогической деятельности: при планировании урока или мозговом штурме, на этапе методической разработки, написании статьи и прохождению новой темы. 

Школьникам ментальные карты тоже помогут. Они станут основой для конспекта, ответа на уроке, изложения или сочинения. К тому же навык создания ментальных карт влияет на способность придумывать новые идеи, целостно выражать свои мысли и обнаруживать взаимосвязи в разных явлениях и событиях.

Приведём примеры использования ментальных карт на уроках:

  • Ментальная карта на уроке географии. Представим, что на уроке изучают тему «Гидросфера». Дополнительными понятиями будут океаны, подземные и поверхностные воды. Эти термины также можно конкретизировать.
  • Подготовка к контрольной. Ментальная карта будет строиться по теме контрольной. Важно вспомнить главные аспекты пройдённого, попытаться проанализировать их и, возможно, дополнить карту информацией, которую не разбирали на занятиях.

Если вы любите интересные способы изложения и систематизации информации — не пропустите наш материал о методе «кроссенс»:

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии