Формирование метапредметных компетенций у учеников

31.07.2020
Анна Колодина
Анна Колодина
Редактор блога

В последние годы перед преподавателями стоит цель не только обучить учеников своему предмету, но и сформировать у них метапредметные компетенции и навыки. Поговорим, что это такое и без каких навыков не обойтись в современном мире.

Формирование метапредметных компетенций у учеников
Формирование метапредметных компетенций у учеников

Что такое метапредметные компетенции?

Метапредметные/межпредметные компетенции/навыки — это те самые софт скиллз, которым должны научиться учащиеся в процессе прохождения обучения в той или иной образовательной организации; это то, что должны уметь делать ученики помимо знания предметов.

Зачем самим ученикам нужны метапредметные умения и навыки? Для воспитания в них личности, способной мыслить, меняться и развиваться. Без этого в современном мире им пришлось бы сложно.

Как разобраться в метапредметных навыках из ФГОС?

Для справки: ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. В соответствии с ними осуществляется обучение на разных ступенях образования.

Один из разделов ФГОС содержит требования к результатам освоения основных образовательных программ. В нём описывается, какими личностными, предметными и метапредметными компетенциями должны обладать учащиеся после прохождения обучения.

Разберём ключевые межпредметные компетенции, встречающиеся в стандартах образования:

  • Способность самостоятельного планирования и осуществления деятельности: ставить цели и задачи, составлять план их выполнения, находить способы достижения цели (в том числе нестандартные), контролировать выполнение целей, оценивать проделанную работу и менять траекторию достижения цели в случае необходимости.
  • Умение работать в команде: сотрудничать с коллективом для достижения совместной цели, достигать результата при работе как одному, так и в группе, согласовывать свои действия с общими планами, находить компромисс, решать возникающие конфликты, аргументировать и отстаивать своё мнение, принимать чужое мнение.
  • Познавательный навык: понимать суть понятий, обобщать информацию, находить связь, проводить аналогию, классифицировать понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, создавать схемы и модели для систематизации информации и поиска решения проблемы, оценивать достоверность получаемых знаний.
  • Способность использовать технологии: находить различную информацию, определять надёжность её источника, выделять подходящую информацию, копировать и сохранять информацию, использовать Интернет также в качестве способа эффективной коммуникации.
  • Коммуникативные навыки: владеть устной и письменной речью, строить монолог, диалог, дискуссию, корректно применять речевые навыки для выражения мыслей и эмоций, слышать собеседника, подбирать подходящие речевые средства для разных ситуаций и коммуникативных задач.

А о том, как понять язык ФГОС, мы уже писали в статье:

Комментарии

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments