Этика в работе педагога: что хорошо, а что плохо?

14.11.2020
Михаил Истомин
Михаил Истомин
Клинический психолог, наставник и тренер Программ развития подростков Maximum Education

Этика — это область философского знания, которая занимается одними из самых неоднозначных вопросов человеческого взаимодействия — нравственностью и моралью. «Что такое хорошо, а что такое плохо?» — вопрос, который казался решенным еще в детстве, вновь заставляет нас ломать голову, когда речь заходит об этических нормах деятельности учителя.

Этические нормы деятельности учителя
Этические нормы деятельности учителя

За последние 100 лет мировое научное сообщество здорово продвинулось в сфере этики, и теперь не допустимы откровенные эксперименты на живых людях, которые считались нормой и не вызывали вопросов еще в начале прошлого века, но, несомненно, способствовали прорыву в науке. Кстати, хорошо это или плохо — тоже, своего рода, этическая дилемма.

Что такое этические нормы вообще и в деятельности учителя в частности?

«Это неэтично!» — вот житейское применение этики, именно в такой формулировке мы привыкли слышать его. 

  • Этично ли сообщить маме, что ее поведение по отношению к ребенку, может привести к «комплексу отличника» и перфекционизму, с которым тяжело бороться во взрослом возрасте? 
  • Этично ли сказать ученику, что родители не всегда бывают правы, если нам удалось заметить у него нездоровое рвение быть первым во всем? 

Профессиональная этика — это комплекс нравственных и моральных установок, которые определяют отношение специалиста к своей профессиональной деятельности. 

Этика состоит из моральных и нравственных норм, которые появляются и принимаются в обществе. Не все общественные взгляды сразу становятся общепризнанными, часто возникают конфликты на этой почве. Чтобы узаконить и формализовать комплекс этих взглядов, создаются этические кодексы. Они помогают справиться с рядом задач:

  • Определить, каким по своим личностным и профессиональным качествам должен быть специалист. Это поможет работнику определить зону своей ответственности, а работодателю проверить соответствие соискателя всем необходимым критериям.
  • Оградить общество от нежелательных последствий неквалифицированного использования психолого-педагогических знаний. Например, следуя предписанию кодекса, работодатель может не взять на работу учителя, чьи методы взаимодействия с учениками ставят под сомнение его профессионализм.
  • Защитить психолого-педагогическое знание от дискредитации. Кодекс — это свод внешних правил, на которые можно и нужно ссылаться при возникновении конфликтов с клиентами на почве этических вопросов.
  • Определить качество взаимоотношений педагога с другими. Этический кодекс закрывает большинство вопросов, которые начинаются с «А правильно ли я себя повел в ситуации с … (учеником, его родителем, другим учителем и т.д.)?»

Что такое этическая дилемма?

И все же этический кодекс не всесилен и не в состоянии избавить нас от некоторых вопросов, поскольку все, что касается взаимоотношений между людьми, не может даже претендовать на объективность и однозначность. 

Отсюда и появляются этические дилеммы — ситуации, вынуждающие специалиста выбирать между двумя или более вариантами действий, каждый из которых связан с нарушением некоторых этических предписаний.

Представьте себе ситуацию взаимодействия молодого учителя с учениками 9 класса. Педагог любит свою работу и взаимодействие с подростками приносит ему больше положительных, чем отрицательных эмоций. Ребята чувствуют тепло со стороны своего учителя, многие видят в нем наставника и даже друга. И вот один из учеников, наконец, решается рассказать о проблемах, которые его беспокоят, и обращается именно к этому учителю, потому что друзей у него нет. 

«Мама с папой часто ругаются в последнее время, кажется в последней ссоре я даже слышал, что они говорят о разводе. Мне больно постоянно наблюдать их ругань, иногда я от нервов расцарапываю себе руки, это немного меня успокаивает. Только, пожалуйста, не рассказывайте моей маме, она будет переживать!», — говорит ученик своему преподавателю. 

Вот перед нами предстает не самая редкая дилемма — выбор между соблюдением конфиденциальности и жизнью и здоровьем подопечного.

Чем руководствоваться в вопросах этики?

При возникновении этической дилеммы специалист обращается к этическому кодексу своей организации, обсуждает ситуацию с коллегами (выносит вопрос на супервизию). Этические кодексы составляются в первую очередь на основании законодательства той страны, в которой осуществляется деятельность специалиста. В РФ — это конституция и локальные законы. 

Однако не возникало бы никаких дилемм, если бы все было так просто. Поэтому также учитываются культурно-исторический опыт и общечеловеческие нормы морали

Если после обсуждения все согласились с тем, что специалист имеет дело с этической дилеммой и ее никак не избежать, то можно воспользоваться вопросами для самопомощи. Делюсь вопросами, которыми пользуюсь сам — это модель, разработанная Лорой Нэш (Laura Nash, 1981):

  1. Вы точно определили проблему?
  2. Как бы вы определили проблему, если бы находились «по другую сторону» (как ситуация выглядит со стороны второго ее участника — родителей, ребенка)?
  3. Что вызывает данную ситуацию?
  4. Для кого и для чего вы работаете — для конкретного лица, группы, организации, общества в целом?
  5. Что мотивирует вас на принятие данного решения (зачем решать дилемму)?
  6. Как ваше намерение решить дилемму соотносится с достигаемым результатом (насколько разрешима)?
  7. Чьи интересы может задеть или ущемить ваше решение?
  8. Могут ли заинтересованные стороны участвовать в обсуждении прежде, чем принять решение?
  9. Вы уверены, что ваша позиция сохранится в дальнейшем?
  10. Могли бы вы откровенно сообщить о принятом вами решении администрации, своему начальнику, членам вашей семьи и представителям общества в целом?
  11. Каково символическое значение ваших действий, если взглянуть на них «со стороны»?
  12. При каких условиях вы позволили бы нарушить ваши этические стандарты?

Оперирование этическими нормами в деятельности учителя — всегда непросто. 

Имеет смысл сразу заручиться поддержкой коллег, чтобы не биться с этим в одиночку. 

Важно избегать самообвинения в неспособности легко справиться с выбором — в помогающих профессиях, как и в самолете, всегда нужно надевать кислородную маску сначала на себя, а потом на ребенка!

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии