Эффективность обучения: как и зачем её измерять?

07.06.2020
Анна Колодина
Анна Колодина
Редактор блога

Как измерить эффективность обучения и почему важно это делать? Как дать оценку учебному процессу и полученным знаниям? На эти и не только вопросы отвечаем в статье!

 Эффективность обучения
Эффективность обучения

Что такое эффективность обучения?

Как и любое действие, обучение должно иметь цель. И обычно под эффективным обучением подразумевается именно приводящее к результату (поставленной цели), осмысленное, действенное, дающее эффект обучение.

Соответственно, преподаватель и ученик должны иметь заранее определённые критерии для оценки эффективности учебного процесса. Такими критериями могут служить:

  • Полнота и точность получаемых знаний;
  • Структурированность информации;
  • Умение учениками применять полученные знания на практике;
  • Динамика уровня знаний и навыков, прогресс ученика;
  • Или любые другие критерии, о которых преподаватель и ученик договорились вначале.

А теперь представьте, что репетитор с учеником договорились заниматься английским 3 раза в неделю. Репетитор год добросовестно готовит ученика, погружая его в дебри грамматики. Ученик едет в путешествие в другую страну, надеясь применить там полученные знания, но понимает, что совсем не готов разговаривать с иностранцами. Ученик возвращается и перестаёт заниматься с репетитором, так как не ощущает результата от занятий. Значит ли эта ситуация, что репетитор плохо готовил своего ученика? Нет, просто он готовил его не к тому, чего от него ожидал ученик. Так не обговоренные критерии эффективности обучения приводят к плачевному результату.

Вывод: если не договориться заранее о целях, то и измерять эффективность будет сложно (или почти невозможно).

Кроме того, после выбора цели нужно определить конкретные шаги к ней и мониторить их выполнение. О том, как это делать на короткой и длинной дистанции, сейчас и пойдёт речь.

Измерение эффективности на короткой дистанции

Под короткой дистанцией подразумеваются урок, лекция, пара и так далее. Есть инструменты, которые позволяют проверить эффективность обучения сразу — в рамках одного занятия. Например:

  • Опрос учеников. Он может касаться как темы урока напрямую («Перескажите изученное правило»), так и ощущений учеников касательно урока («Что понятно, а что нет?», «Что нового вы для себя узнали на занятии?», «Чем был полезен сегодняшний урок?»). Это позволяет преподавателю получить обратную связь, а ученику — зафиксировать эффективность урока у себя в голове.
  • Самостоятельная работа. Она может иметь форму как проверочной работы (когда ученики сдают какие-то задания преподавателю на проверку), так и обычной работы на уроке (когда, например, ученики самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради по пройденной теме).
  • Квест или игра. Фиксация текущего прогресса — не обязательно скучно. Опросы и письменные работы можно преподнести в интерактивной форме. Самый простой вариант — «Своя игра» по пройденному материалу. Это сложнее подготовить, но результат стоит того.

Измерение эффективности на длинной дистанции

Под длинной дистанцией подразумеваются учебный год, учебная четверть, семестр, время до экзамена и любой другой длительный период времени, имеющий значение в учебном процессе. 

Схематично: эффективность обучения на длинной дистанции — это то, какой путь из точки А в точку Б проходит ученик и с какой скоростью. Вернёмся к тому ученику, который хотел научиться говорить по-английски, чтобы путешествовать. Так, за учебный год он должен будет прийти из точки «боюсь говорить с иностранцами» в точку «могу спросить дорогу, заселиться в гостиницу и заказать обед в кафе».

Для измерения эффективности долгосрочного обучения тоже есть свои инструменты. Они зачастую повторяют инструменты для короткой дистанции, но отличаются регулярностью проведения и необходимостью сравнения результатов. Например:

  • Опрос учеников. Отличается от предыдущего тем, что опрос может касаться не только темы текущего урока, но и всего пройденного метериала. Не забывайте интересоваться ощущениями учеников, ведь это влияет на их удовлетворённость процессом!
  • Самостоятельная работа. Аналогично.
  • Квест или игра. Аналогично.
  • Зачёт. Их можно проводить как в устной, так и в письменной форме, чтобы отследить усвоение какого-то крупного блока тем.
  • Написание пробного варианта экзамена. Конечно, актуально, если вы готовитесь к чему-то конкретному. Тогда можно написать работу в самом начале, далее — каждый месяц, а также в самом конце. Это позволит отследить прогресс, выявить слабые места и, ели необходимо6 скорректировать обучение.

Также в стандартизированной системе (если вы работаете в образовательной компании) могут быть свои инструменты, отображаемые платформой автоматически: рейтинг учеников в группе, прогресс на курсе, процент выполнения домашних заданий и посещений.

Помните, что человек, отдающий деньги за своё обучение, вполне законно хочет видеть результат. Поэтому не забывайте обсуждать индивидуальные критерии эффективного обучения и напоминать ученику о его результатах. Ведь кто, если не вы?

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии